Психофизика и психофилософия времени (обоснование)
СОПОСТАВИМЫ
ЛИ ВРЕМЕНА И ЭПОХИ?
Понятие "Время" своей загадочностью
и важностью в жизни завораживает и притягивает любого мыслящего,
ищущего и любознательного человека и является одной из существенных
вопросов психологии и философии. Издавна людей волновал
вопрос реальности или иллюзорности “течения” времени: представляет
ли время некую сущность или же оно есть лишь признак или
качество чего-то?
Линейно-исторический традиционный научный
подход вынуждает исследователей рассматривать всякую проблему
хронологически и документированно, то есть описывать историю
рассматриваемого вопроса со ссылками на всех предшественников
в такой степени, что очень часто на самостоятельный творческий
подход не остается никаких возможностей. С одной стороны,
конечно, опора на прошлый опыт позволяет экономить ресурсы
и не растрачиваться на изобретение велосипедов и открытия
уже давно открытого, но, с другой стороны, этот непомерный
груз авторитетов и мнений, как балласт, как камень на шее,
не дает взлететь оригинальной творческой мысли. Поэтому
очень часто (по крайней мере) бывает очень скучно из статьи
в статью перечитывать "истории болезни" и "диагнозы"
из-за парочки другой робких второстепенных замечаний.
Понятно, что такой подход заставляет искать
любые упоминания о предмете суждения в прошлом. И, разумеется,
"ищущие" находят! Например, "первое"
упоминание о "времени" находят в античной мифологии
и древнегреческом эпосе, в частности у Гомера и Гесиода.
Но, извините, насколько это правомерно - такой
вот "ущербный", прямо скажем, подход к науке?
Что, к примеру, до античности никакой истории не было? На
чем вообще основано "пещерное" происхождение истории
цивилизации и почему господствует "обезьянье"
происхождение человека? Это что-то вроде средневекового
мракобесия, но очень даже "современной" и "научной"
(вернее, наукообразной) моды на идеи и "борьба за выживание"
среди научной общественности?
Вот, уже здесь возникает вопрос, который многие
ученые предпочитают обойти и "строчить" статьи
вдогонку и по привычке, "как принято" или "как
все". Почему-то считается априори "логичным"
считать античный подход более примитивным, чем исследования
ученых новейшего времени! А кто спросит, насколько вообще
целесообразно сопоставлять эти эпохи? На каком основании
сопоставляется? Насколько это серьезно, к примеру, судить
в ХХХ веке о научных воззрениях ученых ХХ века на проблему
"времени" по нескольким упоминаниям в каких-то
случайно сохранившихся второстепенных исторических хрониках
и парочке анекдотических рассказов (примерно столько сохранилось
о "времени" от каждого столетия античности)? Почему
мерки современного XXI века нужно прикладывать к совершенно
другой культуре, другой цивилизации, каковой является античная
Греция? Сопоставимы ли времена?
А между прочим, пока физики по-своему решают
проблему "времени", лирики, историки и химики
"химичат" о времени каждый во что горазд. И из
этого "сумбура" формируется "тенденция"
и "традиция". Да, именно такой печальный результат
дает ОТСУТСТВИЕ ЦЕЛОСТНОСТИ и бесконечное ДРОБЛЕНИЕ НАУЧНЫХ
ДИСЦИПЛИН. В такой степени, что, извините, нечему доверять.
И большое сомнение вызывают высказывания горе-исследователей
с научными степенями о "недостаточно четких идеях времени"
в античности, эпохе Возрождения и новом времени. Может быть,
целесообразней ставить вопрос о "верхоглядстве"
и научной некорректности этих "ученых", а может
быть, и о незнании ими культуры тех эпох (их "недостаточно
четкой образованности"!), культуры, которую они изучали
по книжкам таких же недобросовестных "историков",
как они сами в своей области? И никакие ссылки на Сократа
и Аристотеля, никакие цитаты из Канта и Гегеля не позволят
таким "трудам" сохраниться дольше века. Вот вам
и секреты времени. Ощущение и восприятие времени в античной
Греции и современных, например, России, Франции или Швеции
это не одно и то же: поэтому одни и те же события и предметы
современные европейцы и античные авторы описывали бы совершенно
по-разному, из разного культурно-исторического контекста
времени.
Да, мы очень ценим то, что наработано в науке
ВЕЛИКИМИ УМАМИ! Но этих гениев необходимо принимать только
лишь в контексте той эпохи, которую они представляют. Смешно
переводные цитаты из античных сочинений воспринимать в контексте
нашего времени. Смешно видеть в статьях некоторых наших
ученых современников фразы о "примитивности" взглядов
Гераклита или Платона на "время". Что бы было
слышно о них, об этих наших "многознающих" современниках,
окажись они на "научной службе" в том времени,
когда творили Платон, Аристотель, Сократ, Демокрит? Сумели
бы вообще по жизни вырасти и состояться? Вот то-то и оно…
Словом, мы обращаем внимание на то, что 1)
любые сопоставления и сравнения разных эпох в целом (1:1)
научно некорректны (просто ложны!), 2) сравнение двух разных
временных моментов могут быть только условными относительно
каких-то конкретных сопоставимых предметов.
© Российский Институт Творческого Мастерства
(РИТМ). 2002.
© Центр Социально-культурной Адаптации (ЦСкА). 2002.
© При цитировании материалов ссылка на
сайт "Золотые Врата Урала" (ЗоВУ) и на книгу "Властелин
Времени: технология практической жизни" обязательна!
Копирование и размещение на своих сайтах является нарушением
закона об авторском праве (см. http://www.zovu.ru/zakon.htm
)